Актуальное

Коллаборация – переход от соперничества к сотрудничеству

2025-08-15 16:10
В своё время коллаборации делали H&M и Karl Lagerfeld, Gucci и The North Face.
В России «Твоё» подружился с Третьяковской галереей, Zarina - с Русским музеем, Яндекс.Еда с Катериной и Никитой Павловыми.

Бренды и компании совмещают ресурсы для достижения общих целей, создания нового продукта, услуги, мероприятия или проекта.

Коллаборацию, как явление, изучают многие науки: социология, экономика, психология, культурология, философия и др. Самое крупное исследование коллаборации было проведено Мортеном Хансеном. Результатом этого исследования стала книга «Коллаборация» (изд. Манн, Иванов и Фербер, 2017). Более того, в некоторых судебных актах также можно встретить данный термин.

Коллаборация требует юридического оформления, потому что это всегда использование нескольких широко известных образов, то есть использование исключительных прав.

Коллаборацию можно оформить Лицензионным договором. Например, при использовании изображений, созданных одним автором, в качестве принта на моделях одежды того или иного бренда. Такой договор отвечает интересам обеих сторон: лицензиар получает вознаграждение, а лицензиат - возможность в течение определенного время, определенными способами и в определенных пределах использовать результат интеллектуальной деятельности первого.

Коллаборацию также можно оформить Договором об отчуждении исключительного права. Такие примеры встречаются в сфере ювелирного искусства и дизайна.

Либо это может быть договор авторского заказа с последующим отчуждением исключительного права либо передачей прав по лицензионному договору. Примером такой коллаборации может служит создание в 2021 г. ювелирами бренда Anchor украшений по заказу строительной компании Legenda, которые были использованы в рекламной кампании по случаю юбилея девелопера.

Встречаются примеры коллабораций на базе договоров о совместной деятельности либо договоров о сотрудничестве.

Таким образом, правовое регулирование коллаборации может быть весьма гибким, в зависимости от желаемого результата.

Коллаборация - это прежде всего маркетинговый инструмент, позволяющий донести ценность производимой продукции до потребителя, привлечь новую аудиторию, расширить рынок сбыта, реализовать те или иные бизнес-задачи.

Однако в правовом поле коллаборация как явление регулируется вполне привычными средствами, которые позволяют в полной мере учесть интересы всех участников этих отношений.

За оформлением ваших творческих идей обращайтесь к Сервису YAZAKON