Актуальное

Идеал недостижим


Индустрия красоты работает с самым дорогим и бесценным — вашим здоровьем.
Некачественная услуга может стать причиной вреда, а также инвалидности.
Как должна быть «упакована» бьюти-услуга – взгляд юриста.

Рынок бьюти- и фитнес-услуг в России очень развит.
Доступно всё: от макияжа, пирсинга, татуажа, лимфодренажа, подкожных инъекций, моделирующего массажа до любых пластических коррекций. Можно пойти в сетевой салон или воспользоваться услугами мастера на дому, заниматься индивидуально с тренером в спортклубе или составить рацион питания со специалистом, найденным в социальной сети.

При всем многообразии приходится охотиться за хорошим мастером и верить в результат, скрещивая пальцы на удачу. К сожалению, думать о последствиях все начинают тогда, когда думать о них поздно.

А последствия могут быть весьма плачевными: нос съехал, волосы выпали, кожа потеряла былую упругость, волшебные пилюли добавили лишних килограммов, уникальный комплекс упражнений «надорвал» позвоночник.

Как должна быть «упакована» бьюти-услуга, что бы юрист смог защитить вас

1) Договор на услуги должен быть оформлен письменно.

Это требование распространяется как на салоны, так и на независимых мастеров. Без договора с конкретным описанием услуги будет сложно доказать, какая услуга в принципе была оказана. Если вы решились на услугу без договора, как минимум делайте селфи или ведите видеосъемку всего процесса.

2) На косметологические услуги нужна лицензия.

Большая часть косметологических услуг являются медицинскими услугами, для их оказания необходима лицензия. Это важно, поскольку медицинские услуги предполагают вмешательство в работу организма. На практике считают медицинскими и спросят лицензию на следующие услуги:

- перманентный татуаж: иногда юристы говорят, что перманентный татуаж — это не косметология, а обычная бытовая услуга парикмахера; но на деле владельцев салонов штрафуют за микроблейдинг и рисование стрелок на глазах без лицензии.

- лазерная эпиляция: удаление волос аппаратом — медицинская услуга; салоны без лицензии штрафуют.

- инъекции: нужна медицинская лицензия на уколы ботокса, диспорта, гиалуроновой кислоты и другие косметологические препараты, иначе штраф.

- пирсинг, микротоки, ультразвук, пилинг, медицинский массаж, отбеливание зубов, консультации по питанию и диетам.

Медицинскую лицензию обязан получить салон — конкретный ИП или ООО, а не мастер, который оказывает услугу клиенту. Отвечать перед госорганами будет тоже салон.

Кроме того, договор, кассовый чек и лицензия клиники потребуются при получении налогового вычета. Проверить наличие лицензии можно на сайте Росздравнадзора.

3) Даже если лицензия не требуется, мастер обязан соблюдать установленные законом стандарты.

Так, не требуют лицензии косметические услуги (стрижка, коррекция бровей, маникюр, окрашивание волос, боди-арт и другие) – они относятся к категории бытовых, их результатом является эстетическое улучшение внешности. Но это не освобождает мастера от соблюдения санитарно-гигиенических требований. Доказать, что заражение вшами или еще чем-нибудь произошло именно после стрижки, будет почти невозможно. Потребуются свидетели и заключение эксперта о том, что вши появились именно после посещения салона и нигде больше вы их подхватить не могли.

Раз в год мастера салона должны посещать врачей, сдавать анализы на инфекции и обновлять медкнижку — совместный приказ Минтруда № 988н и Минздрава № 1420н.

4) Мастер должен иметь сертификат специалиста.

Сотрудник, оказывающий вам услугу, должен не только быть дипломированным медицинским специалистом, но и иметь сертификат, подтверждающий обучение в соответствующей области медицины.

5) Мастер должен предоставить всю необходимую информацию не только об услуге, но и обо всех побочных эффектах.

Изначально мастер должен учитывать состояние здоровья клиента и его индивидуальные особенности. Кроме того, многие услуги предполагают период реабилитации. Мастер буквально обязан выдать памятку, как себя вести и что запрещено делать после процедуры. В противном случае, как в одном из дел, татуаж век может закончиться химическим ожогом роговицы, и суд не смутит то, что во время процедуры клиентка испытывала неприятные ощущения, но мастер сказала, что это нормально.

6) Перед проведением любой процедуры вы должны подписать информированное согласие.

В этом документе прописываются абсолютно все нюансы, связанные с косметологическими манипуляциями, в том числе противопоказания, возможные ограничения в режиме, исчерпывающая информация об оказываемой услуге.

7) Регистрация аппаратуры.

Если применяется аппаратная косметология, у салона должно быть свидетельство о государственной регистрации аппаратуры, которая для этого используется. Проверить эту информацию вы можете сами на сайте Росздравнадзора.

8) Регистрация препаратов.

Все назначаемые препараты должны иметь свидетельство о государственной регистрации, она подтверждает законность их применения в косметологии. Проверить эту информацию можно самостоятельно в Интернете на сайте Министерства здравоохранения (в государственном реестре лекарственных средств).

9) Оплачиваться должна только качественная услуга.

У клиента есть право потребовать деньги назад и переделать всё бесплатно. Салоны красоты обычно боятся негативных комментариев и дорожат клиентурой. Если вы идете за услугой к кому-то на дом, то, в случае вашего неодобрения, вы можете столкнуться с аргументом «а чего вы хотели за эти деньги».

Клиники и салоны красоты дарят людям радость и привлекательный внешний вид. Но перед тем, как расслабиться в кресле, нужно грамотно провести бьюти-сделку. Реальных обращений пострадавших на практике крайне мало. Суммы компенсаций ничтожны.

Поэтому письменный договор, подробные расспросы, а также внутреннее впечатление от мастера и даже интуиция — то, что поможет вам обезопасить себя.


Настоящая статья не является консультацией и руководством для самостоятельных действий. При возникновении вопросов рекомендуем получить соответствующую юридическую консультацию.

Когда вам требуется помощь юриста в сфере индустрии красоты, воспользуйтесь Сервисом YAZAKON или обратитесь по телефону +7 902 879 25 55