Что может грозить компании, которая заключает договор с самозанятым?
Как подстраховаться от налоговых рисков и штрафов при работе с самозанятыми?
О плюсах и минусах работы самозанятым мы уже писали.
С другой стороны, для компаний сотрудничество с самозанятым позволяет существенно экономить на налогах и страховых взносах. Самозанятый сам уплачивает налог на профессиональный доход – по ставке 6% при работе с компанией и 4% при работе c гражданином.
Однако если налоговикам удается доказать, что отношения с самозанятым фактически являются трудовыми, они могут доначислить 13% НДФЛ и страховые взносы, как если бы самозанятый работал по трудовому договору.
Как ФНС осуществляет контроль
Нарушения выявляют с помощью специального информационного ресурса «Мобильное автоматизированное рабочее место» (МАРМ НПД). Это аналитическая система, которая сопоставляет чеки, выданные самозанятыми, со списком лиц, в адрес которых эти чеки пробиты. Она позволяет отследить частоту и сумму пробития этих чеков, периодичность и продолжительность работы самозанятого с одной и той же компанией, количество заказчиков у плательщика НПД, а также число сотрудников и среднюю зарплату в организации. Если компания больше трех кварталов работает с одними и теми же самозанятыми, она автоматически попадает в систему.
По мнению ФНС, такие критерии, как регулярность выплат (как правило, два раза в месяц), работа самозанятого только с одним юрлицом или ИП, доход самозанятого, сопоставимый с зарплатой сотрудников, указывают на подмену трудовых отношений работой с самозанятыми в целях экономии на НДФЛ и страховых взносах.
Система работает в режиме онлайн, анализируя более 20 параметров, которые могут свидетельствовать об использовании незаконных схем оптимизации, включая постоянство взаимоотношений с организациями, связи текущих заказчиков самозанятых с их бывшими работодателями, признаки централизованного учета выручки самозанятых и т.д. По итогам такой работы часть организаций добровольно уточняет свои налоговые обязательства.
Когда налоговики признают отношения с самозанятым трудовыми?
Чтобы доказать, что договор с самозанятым фактически прикрывает трудовые отношения, налоговики тщательно анализируют условия такого договора; фактические отношения сторон, изучая кадровые и организационные документы компании; показания свидетелей (как самого самозанятого, так и штатных сотрудников компании).
В Письме от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674 ФНС подробно разъяснила, какие признаки свидетельствуют о том, что отношения с самозанятым на самом деле являются трудовыми. Ознакомьтесь – очень познавательно.
Так же могут использоваться признаки трудовых отношений, указанные в Постановлении Пленума ВС от 29.05.2018 № 15.
На практике налоговики для выявления незаконных схем с участием самозанятых используют и другие критерии, в частности, касающиеся реальности операций. С большой степенью вероятности отношения с самозанятым привлекут внимание налоговой инспекции, если:
· самозанятый работает с единственным заказчиком (покупателем) его работ, услуг или товаров;
· самозанятый не может подтвердить, что обладает ресурсами, необходимыми для выполнения работ (оказания услуг) или изготовления товаров, реализуемых по договору, например, при оказании услуг – необходимым образованием, знаниями, квалификацией; при выполнении работ или изготовлении товаров – инструментами, оборудованием, производственными помещениями, площадями для хранения материалов и готовой продукции и т.п.;
· у самозанятого отсутствуют расходы на сырье (материалы), необходимые для выполнения работ или производства товаров, предусмотренных договором.
Наибольшие риски для организаций возникают, когда имеется совокупность перечисленных факторов.
Что грозит компании, если отношения с самозанятыми переквалифицируют в трудовые?
Налоговики доначислят НДФЛ и страховые взносы таким образом, как если бы самозанятый являлся обычным сотрудником, а также начислят пени и штраф на эти недоплаченные суммы. Штраф может составить до 40% от неуплаченной суммы (п. 1, 3 ст. 122 НК).
Также компании может грозить административная ответственность:
- за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Штраф для компании от 50 000 до 100 000 рублей, для ИП – от 5 000 до 10 000 рублей, а для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей (ч. 4 ст. 5.27 КоАП);
- за непредставление расчета по страховым взносам. Штраф – 5% неуплаченной суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц просрочки (ст. 119 НК);
- за несдачу отчетности по форме 6-НДФЛ. Штраф – 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц (п. 1.2 ст. 126 НК).
Если компания на спецрежиме (например, УСН) и у нее в штате числится уже максимальное количество сотрудников для этого режима, то переквалификация гражданско-правового договора в трудовой может привести к потере спецрежима и, соответственно, увеличению суммы налогов.
Как подстраховаться при заключении договора с самозанятым, чтобы не было проблем с налоговиками?
1) запросить у самозанятого официальную справку, подтверждающую его регистрацию в качестве плательщика НПД. Самозанятый может получить ее в электронном виде в мобильном приложении «Мой налог» и веб-кабинете на сайте ФНС. Также статус самозанятого на конкретную дату можно проверить с помощью бесплатного сервиса ФНС.
2) при перечислении платежа в адрес самозанятого получить от него специальный чек, оформленный в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Самозанятый может направить такой чек компании-заказчику на бумажном носителе или в электронной форме (на телефонный номер или адрес электронной почты).
При отсутствии чека компания не сможет учесть расходы и тем самым снизить налог на прибыль или уменьшить налоговую базу по УСН на эти расходы (ч. 8-10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, Письмо Минфина от 31.03.2021 № 03-11-11/23570).
3) проверить чек от самозанятого (наименование услуги, ИНН, название компании, сумму платежа), поскольку из-за ошибки впоследствии могут возникнуть проблемы с тем, что налоговики не засчитают эту сумму в расходы.
4) в договоре не должно быть признаков, которые свидетельствуют о наличии трудовых отношений.
5) предмет договора не должен относится к видам деятельности, которыми нельзя заниматься самозанятым.
6) договор должен быть заключен с самозанятым, который не был работником компании менее 2 лет назад (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
7) Не должно быть других документов, подтверждающих трудовые отношения, то есть чтобы фамилия самозанятого не фигурировала в графике отпусков, журналах по охране труда и т.д.
Настоящая статья не является консультацией и руководством для самостоятельных действий. При возникновении вопросов рекомендуем получить соответствующую юридическую консультацию.
Когда вам требуется помощь налогового юриста, воспользуйтесь Сервисом YAZAKON или обратитесь по телефону +7 902 879 25 55
Как подстраховаться от налоговых рисков и штрафов при работе с самозанятыми?
О плюсах и минусах работы самозанятым мы уже писали.
С другой стороны, для компаний сотрудничество с самозанятым позволяет существенно экономить на налогах и страховых взносах. Самозанятый сам уплачивает налог на профессиональный доход – по ставке 6% при работе с компанией и 4% при работе c гражданином.
Однако если налоговикам удается доказать, что отношения с самозанятым фактически являются трудовыми, они могут доначислить 13% НДФЛ и страховые взносы, как если бы самозанятый работал по трудовому договору.
Как ФНС осуществляет контроль
Нарушения выявляют с помощью специального информационного ресурса «Мобильное автоматизированное рабочее место» (МАРМ НПД). Это аналитическая система, которая сопоставляет чеки, выданные самозанятыми, со списком лиц, в адрес которых эти чеки пробиты. Она позволяет отследить частоту и сумму пробития этих чеков, периодичность и продолжительность работы самозанятого с одной и той же компанией, количество заказчиков у плательщика НПД, а также число сотрудников и среднюю зарплату в организации. Если компания больше трех кварталов работает с одними и теми же самозанятыми, она автоматически попадает в систему.
По мнению ФНС, такие критерии, как регулярность выплат (как правило, два раза в месяц), работа самозанятого только с одним юрлицом или ИП, доход самозанятого, сопоставимый с зарплатой сотрудников, указывают на подмену трудовых отношений работой с самозанятыми в целях экономии на НДФЛ и страховых взносах.
Система работает в режиме онлайн, анализируя более 20 параметров, которые могут свидетельствовать об использовании незаконных схем оптимизации, включая постоянство взаимоотношений с организациями, связи текущих заказчиков самозанятых с их бывшими работодателями, признаки централизованного учета выручки самозанятых и т.д. По итогам такой работы часть организаций добровольно уточняет свои налоговые обязательства.
Когда налоговики признают отношения с самозанятым трудовыми?
Чтобы доказать, что договор с самозанятым фактически прикрывает трудовые отношения, налоговики тщательно анализируют условия такого договора; фактические отношения сторон, изучая кадровые и организационные документы компании; показания свидетелей (как самого самозанятого, так и штатных сотрудников компании).
В Письме от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674 ФНС подробно разъяснила, какие признаки свидетельствуют о том, что отношения с самозанятым на самом деле являются трудовыми. Ознакомьтесь – очень познавательно.
Так же могут использоваться признаки трудовых отношений, указанные в Постановлении Пленума ВС от 29.05.2018 № 15.
На практике налоговики для выявления незаконных схем с участием самозанятых используют и другие критерии, в частности, касающиеся реальности операций. С большой степенью вероятности отношения с самозанятым привлекут внимание налоговой инспекции, если:
· самозанятый работает с единственным заказчиком (покупателем) его работ, услуг или товаров;
· самозанятый не может подтвердить, что обладает ресурсами, необходимыми для выполнения работ (оказания услуг) или изготовления товаров, реализуемых по договору, например, при оказании услуг – необходимым образованием, знаниями, квалификацией; при выполнении работ или изготовлении товаров – инструментами, оборудованием, производственными помещениями, площадями для хранения материалов и готовой продукции и т.п.;
· у самозанятого отсутствуют расходы на сырье (материалы), необходимые для выполнения работ или производства товаров, предусмотренных договором.
Наибольшие риски для организаций возникают, когда имеется совокупность перечисленных факторов.
Что грозит компании, если отношения с самозанятыми переквалифицируют в трудовые?
Налоговики доначислят НДФЛ и страховые взносы таким образом, как если бы самозанятый являлся обычным сотрудником, а также начислят пени и штраф на эти недоплаченные суммы. Штраф может составить до 40% от неуплаченной суммы (п. 1, 3 ст. 122 НК).
Также компании может грозить административная ответственность:
- за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Штраф для компании от 50 000 до 100 000 рублей, для ИП – от 5 000 до 10 000 рублей, а для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей (ч. 4 ст. 5.27 КоАП);
- за непредставление расчета по страховым взносам. Штраф – 5% неуплаченной суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц просрочки (ст. 119 НК);
- за несдачу отчетности по форме 6-НДФЛ. Штраф – 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц (п. 1.2 ст. 126 НК).
Если компания на спецрежиме (например, УСН) и у нее в штате числится уже максимальное количество сотрудников для этого режима, то переквалификация гражданско-правового договора в трудовой может привести к потере спецрежима и, соответственно, увеличению суммы налогов.
Как подстраховаться при заключении договора с самозанятым, чтобы не было проблем с налоговиками?
1) запросить у самозанятого официальную справку, подтверждающую его регистрацию в качестве плательщика НПД. Самозанятый может получить ее в электронном виде в мобильном приложении «Мой налог» и веб-кабинете на сайте ФНС. Также статус самозанятого на конкретную дату можно проверить с помощью бесплатного сервиса ФНС.
2) при перечислении платежа в адрес самозанятого получить от него специальный чек, оформленный в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Самозанятый может направить такой чек компании-заказчику на бумажном носителе или в электронной форме (на телефонный номер или адрес электронной почты).
При отсутствии чека компания не сможет учесть расходы и тем самым снизить налог на прибыль или уменьшить налоговую базу по УСН на эти расходы (ч. 8-10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, Письмо Минфина от 31.03.2021 № 03-11-11/23570).
3) проверить чек от самозанятого (наименование услуги, ИНН, название компании, сумму платежа), поскольку из-за ошибки впоследствии могут возникнуть проблемы с тем, что налоговики не засчитают эту сумму в расходы.
4) в договоре не должно быть признаков, которые свидетельствуют о наличии трудовых отношений.
5) предмет договора не должен относится к видам деятельности, которыми нельзя заниматься самозанятым.
6) договор должен быть заключен с самозанятым, который не был работником компании менее 2 лет назад (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
7) Не должно быть других документов, подтверждающих трудовые отношения, то есть чтобы фамилия самозанятого не фигурировала в графике отпусков, журналах по охране труда и т.д.
Настоящая статья не является консультацией и руководством для самостоятельных действий. При возникновении вопросов рекомендуем получить соответствующую юридическую консультацию.
Когда вам требуется помощь налогового юриста, воспользуйтесь Сервисом YAZAKON или обратитесь по телефону +7 902 879 25 55